class="single single-post postid-3324">
 

Ребёнок не хочет учиться

Статья Е. Васильченко oт 29.04.2011 рубрики Воспитание детей, Ответы на письма

Спрашивает Н.:

У нас очень большая проблема с сыном.

Состоит она в том, что ребенок не хочет работать на уроках – сидит и смотрит в окно. Учительница говорит ему: «Почему ты сидишь? Пиши!»
Он напишет кое-как, лишь бы от него отвязались, хотя может писать красиво и без ошибок, когда накажешь его.
 Но это не выход – наказывать постоянно.

Обращались к психологу детскому, она побольше времени проводить вместе с ребёнком  - бассейн, театр, отдать его на секцию, побольше делать с ним поделок, не ругать его, а чаще хвалить, а самое главное, что меня удивило - она рекомендовала не зацикливаться на оценках школьных.

Мы уже длительное время соблюдаем все рекомендации, сын ходит на тренировки по борьбе, вся стена у нас в поделках, детских рисунках. Но из престижной гимназии нас попросили - сказали, что мы не «тянем» программу (оценки у сына 7, 6, 3). Сейчас сын сейчас учится в другой школе, но ситуация повторяется – дома, когда на него кричишь,  задание будет сделано красиво и без ошибок, решены все уравнения.

Мы с мужем не знаем как на него воздействовать: ни мероприятия типа цирк, театр, кино не дают результата. Если ему что-то запретить, он на пару минут расстроится, а потом пойдет в свою комнату заниматься своими делами как ни в чем ни бывало, так ничего и не осознав. Спокойные разговоры, когда я пытаюся объяснить ему его поведение не помогают, вернее он говорит, что всё понял, а потом повторяется все сначала.

У него нет увлечения, в которое он мог бы уйти с головой, и чтоб это являлось бы стимулом для учебы. Вы не подумайте, что он ничем не занимался, он занимался рисованием, бальными танцами, пытался коллекционировать, но потом ему это быстро надоедало, а коллекции он либо раздаривал, либо разбрасывал по всей квартире, и кричал, что он будет коллекционировать или делать что-то новое. А бальными танцами он прозанимался год, потом он сказал что ему это надоело, что он хочет на борьбу, а танцами он занимался потому, что я его туда водила. У него нет такого дела, которому бы он отдавался на 100%, в которое он бы уходил с головой, забывая обо всем.

А что касается учебы – очень нужен Ваш совет. Сейчас он заканчивает третий клас, и я понимаю, что если сейчас ситуацию не исправить, то после четвертого класа, когда пойдут по всем предметам разные учителя, это будет не учёба, а катастрофа. Пожалуйста, помогите!

Отвечает психолог Васильченко Екатерина

Прочитать »

Сразу в глаза бросается то, что вы видите лишь внешние признаки неблагополучия в поведении вашего сына, а дело гораздо серьезнее. Психолог, к которому вы обращались, тоже прав в том, что касается внешней стороны дела – не зацикливаться на оценках, найти новые увлечения ребенку, проводить с ним время, поддерживать ребенка. Это – очень хорошие рекомендации. Но, то ли психолог вам не пояснил, то ли вы не захотели вдуматься, проблема не так легко решается.

Все дело – в отсутствии мотивации у вашего сына. Вы же не можете за него хотеть, за него мечтать, за него жить. А вы именно так и поступаете. Ваш напор делает только то, что ваш сын становится все более медлительным, рассеянным и флегматичным. Но вы, вместо того, чтобы сделать выводы о том, что ситуация только усугубляется, всё продолжаете давить на него.

Если вы уверены, что программу он знает, и знания у него неплохие, а оценки снижаются лишь из-за мелочей и его невнимательности, то выходит, что для вас гораздо важнее оценки, чем знания. То есть, ваши родительские амбиции. Престижная гимназия, множество кружков, поездки за границу, затем – престижный институт и престижная работа – об этом мечтают многие родители. Но – ведь это ваши желания.

Нельзя захотеть чего-либо по принуждению. Воспитание – очень тонкая штука, и в наши обязанности как родителей входит: внимательно наблюдать за тем, что интересно нашим детям, что их не оставляет равнодушными, какие они по темпераменту, характеру, какие взгляды на жизнь у них складываются, чем они живут, с кем дружат.

Вы очень цените целеустремленность. Для вас важно, чтобы ребенок всегда доводил начатое дело до конца, интересовался долгое время чем-нибудь одним, «отдавался на 100%, забывая обо всем». Да ведь на это не каждый взрослый способен!

Знаете, что будет дальше? В семьях, где очень ответственные и требовательные родители у детей возникает невроз. Дети постоянно чувствуют вину за то, что не могут соответствовать требованиям взрослых. В итоге у них понижается самооценка, они становятся неуверенными в себе, их мучают разные страхи. А после, во взрослом состоянии, они, как правило, становятся инфантильными.

Немного о школе. Вам не повезло с учителем начальных классов. Как правило, у всех детей, приходящих в школу, есть желание учиться, все они хотят стать первоклассниками. Но заинтересовать детей учебой может не каждый учитель. Ведь они еще не могут учиться из чувства долга, им нужна мотивация. Именно это и не случилось с вашим сыном.

Дело не в том, где он учится, дело – в человеке, в человеческом факторе. Поэтому мы с сыном и поменяли за годы учебы 5(!) школ. В наших школах, помимо неумения заинтересовать учеников, присутствует отвратительная привычка унижать их человеческое достоинство, а это я никак не могла допустить. Допускаю, что в некоторых случаях неправ был и мой сын, но если я не буду на его стороне, то кто его защитит?

Вы сейчас очень негативно и критично настроены к своему сыну. Это нужно обязательно менять. Найдите другого психолога, если не доверяете предыдущему и попросите его поработать над восстановлением контакта между вами и сыном. Не надо обращаться по поводу учебы. Просто восстановите контакт, и тогда вы поймете, чем живет ваш сын и какие у него проблемы. Он вам сам расскажет.

Также я советую вам прочитать вторую книгу Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком ТАК?». Там есть очень интересный материал о мотивации к учебе. Вы узнаете, какой эксперимент был в Англии для детей, которые не хотели учиться. Честно говоря, результаты меня потрясли.
И не откладывайте надолго работу с психологом по восстановлению контакта.

P.S. Советую также прочитать «Мой ребёнок – лентяй!», «Проблемы с учёбой» и «Школа – плачут дети и… родители».

Семейный психолог Екатерина Васильченко

Ещё:

Метки: ,