class="single single-post postid-8360">
 

Окна Овертона – как противостоять манипуляциям

Статья Е. Васильченко oт 26.02.2015 рубрики Видео, Саморазвитие

Слышали ли вы когда-нибудь об «Окне Овертона»? Если нет, то рекомендую к прочтению эту ТЕХНОЛОГИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ЧЕГО УГОДНО. Если вам показалось изложение мыслей достаточно сложным, простите. Считаю этот материал очень полезным в наше непростое время.

Всё прогрессивное человечество, как нам говорят, абсолютно естественным образом приняло геев, их субкультуру, их право заключать браки, усыновлять детей и пропагандировать свою сексуальную ориентацию в школах и детских садах. Нам говорят, что всё это — естественный ход вещей. Нам лгут.

Ложь о естественном ходе вещей опроверг американский социолог Джозеф Овертон (1960-2003), который описал, как совершенно чуждые обществу идеи были подняты из помойного бака общественного презрения, отмыты и, в конце концов, законодательно закреплены.

Его деление приемлемости общественных идей было примерно следующим:

• Немыслимо
• Радикально
• Приемлемо
• Разумно
• Популярно
• Правило

Шаг за шагом общество начинает сперва обсуждать нечто неприемлемое, затем считать это уместным, а в конце концов смиряется с новым законом, закрепляющим и защищающим некогда немыслимое.

Основные рычаги давления на человека:
1. Толерантность.
2. Эвфемизм.
3. Принадлежность к стае.
4. Иллюзия авторитета.
5. Законно — значит правильно.

«Окна Овертона» основываются на базовых потребностях человека, которые в пирамиде Маслоу занимают места со 2 по 4 ступень. В связи с тем, что эти потребности практически никогда не удовлетворяются в полной мере, они с легкостью становятся объектом манипуляции.

Самое интересное, что в описание толерантности (Википедия) кроме терпимости есть и еще одно определение — добровольное перенесение страданий. Именно это определение подходит к тем людям, которые готовы мириться с противоположными им взглядами.

Именно потребность в принадлежности и уважении заставляет нас отказываться от своих взглядов, опасаясь вызвать агрессию и недовольство у оппонента.

Эвфемизм является обязательным составляющим звеном для преодоления внутреннего сопротивления. Грубо говоря, это спасительная палочка, которая помогает установить внутреннее равновесие между собственными ценностями и совершенно противоположными ценностями, навязанными извне. Например, в нашей культуре на смену грубому слову «педераст» (от др. -греч. παις — «дитя», «мальчик», и ἐραστής — «любящий», то есть «любящий мальчиков») приходит более нейтральное слово «гей». А фразы «Мой знакомый гей» и «Мой знакомый педераст» имеют совершенно разную эмоциональную нагрузку.

Принадлежность к стае является совокупностью потребностей — безопасности, принадлежности к обществу и потребности в уважении. Каждый человек, выступающий перед публикой, делая презентацию, говоря тост в большой компании, знает, насколько сложно порой выдержать эти несколько минут, когда все взгляды обращены именно к нему. А теперь представьте, что вам нужно высказать свое несогласие со всеми этими людьми — друзьями и просто знакомыми, начальниками и подчиненными.

Иллюзия авторитета облегчает изменение своих собственных взглядов, уже отчасти навязанных извне. «Авторитет» с готовностью бросает мне спасительную палочку, принимая ответственность на себя. Все чаще мы слышим — «ученые открыли…., психологи утверждают…., сторона заявила…» и т.д.

Законность является верховенством принятия чуждых норм. «Отныне я имею право упрекать остальных в том, что они не согласны со мной». Знаменитый психиатр К.Г. Юнг считал, что фанатизм — это признак подавленного сомнения. Человек, действительно убежденный в своей правоте, абсолютно спокоен и может обсуждать противоположную точку зрения без тени негодования. В случае насаждения чужих ценностей сомнение приходиться подавлять за счет убеждения окружающих. Законность дает полное право так поступать.

Самое страшное последствие данной технологии в том, что человек теряет гармонию, получая на ее место бесконечные внутренние споры и терзания. Люди вынуждены поддерживать иллюзию принятия чужих ценностей. Они все меньше и меньше остаются людьми, теряя связь со своими корнями и культурой.

Противостояние технологии «Окно Овертона»

Прежде всего, противостоять можно, отказавшись от попытки всегда и везде быть «нормальным». В тот момент, когда «индивидуальное» сменяется «нормальным», мы автоматически передаем собственный контроль в чужие руки. В лучшем случае мы стремимся быть удобными для окружающих, а в худшем попадаем под целенаправленные манипуляции. Именно культура, нравы, обычаи и устои предков помогают обрести свою индивидуальность. Интеграция всего этого в современную жизнь помогает не отрываться от своего собственного наследия.

Понятие толерантность нужно использовать только как понятие терпимость, в противном случае необходимо защищать свои границы.

Например, вполне приемлемо выслушивать о европейских гей-парадах, но отказываться принимать официальные гей-браки в собственной культуре, где основным противоречием могут выступать культурно-христианские ценности и традиции славян.

С эвфемизмами и подменой понятий лучше всего бороться, выделяя истинный смысл информации. Если это «картинка» с телевизора, то попробуйте повторить то же самое, но называя вещи своими именами.

С принадлежностью к стае сложно бороться, да и не нужно. Важно понимать, где действительно моя стая.

Авторитетное мнение, в большинстве случаев рассеивается в пух и прах, как только мы задаемся вопросом – а кто же такой этот авторитет, и заслуживает ли он доверия. Например, если вы видите специалиста, выступающего по телевизору, о котором у вас нет информации, просто задумайтесь о его словах. Изменилось бы ваше мнение, если то же самое скажет сосед или коллега?

Весь смысл этой статьи укладывается в заключающей фразе Джозефа П. Овертона: «Но лично ты обязан оставаться человеком. А человек способен найти решение любой проблемы. И что не сумеет один — сделают люди, объединённые общей идеей».

Евгений Хавренко

Семейный психолог Екатерина Васильченко

Ещё:

Метки: ,