class="single single-post postid-6523">
 

Поощрения

Статья Е. Васильченко oт 05.09.2013 рубрики Воспитание детей, Статьи о воспитании

Ситуация поощрения — это такая ситуация, в которой на ребенка действуют разные по своему знаку (как положительные, так и отрицательные) побуждения.
Например, мальчик очень хочет пойти поиграть в мяч со своими товарищами, но сначала он должен разучить заданные на дом скучные гаммы.

Педагоги обычно противопоставляют поощрение и наказание, представляют их как две противоположности. Однако психологический анализ ситуаций поощрения и наказания выявляет черты сходства.

Во-первых, и там и здесь взрослый вынуждает ребенка выполнить то, чего тот делать не хочет. Во-вторых, в ситуации поощрения, как и в ситуации наказания возникает конфликт ребенка со взрослым. И наконец, в-третьих, в обеих ситуациях возникает стремление действовать вопреки требованиям взрослого.

Однако, несмотря на психологическую общность этих двух ситуаций, между ними существуют и довольно значимые различия. В ситуации поощрения у ребенка нет стремления выйти за ее пределы, поскольку основное его желание заключается в том, чтобы получить обещанное взрослым поощрение.

Вот почему в ситуации поощрения перед взрослым не возникает задача воспрепятствовать бегству ребенка из ситуации, окружить его сплошным кольцом психологических барьеров. Если в ситуации наказания ребенок со всех сторон окружен барьерами, то в ситуации поощрения он оказывается вне кольца барьеров, которое теперь окружает лишь обещанное поощрение.

Таким образом, ситуация поощрения не изолирует ребенка от привычного окружения и не ограничивает его свободу, она не несет на себе отпечатка вынужденности, характерного для ситуации наказания.
Ребенок может делать что хочет, но он знает, что если не выполнит требований взрослого, то не получит и обещанного поощрения.

Ребенок выполняет требования взрослого, если притягательность поощрения больше, чем нежелание выполнять требования. Следует специально подчеркнуть, однако, что выполнение требуемых взрослыми действий в ситуациях поощрения лишено внутреннего интереса для ребенка, т. е. здесь также, как в ситуациях наказания, отсутствуют внутренние побуждения к деятельности.

Вот почему даже решая, например, арифметические примеры и т. п., ребенок преследует более общую цель, которая чужда выполняемым действиям. Главное для него не столько усвоение учебного материала, сколько получение нужной отметки, за которой стоит обещанное взрослыми вознаграждение.

Практика поощрений не только не делает требования взрослого привлекательными для ребенка, но может даже интересные занятия (например, игры) сделать менее привлекательными. Стремление родителей стимулировать подарками и наградами интерес ребенка к определенным занятиям (учебе, чтению, музыке, спорту) приводит, как правило, к обратным результатам — внутренние мотивы ослабевают и отходят на второй план, и ребенок как бы переключается на добывание привлекательных «трофеев».

Несмотря на то что в ситуации поощрения нет, как правило, явно выраженного единоборства ребенка и взрослого, оно все же и здесь остается основной характеристикой «диалога» между ребенком и взрослым. Ситуации поощрения, как и ситуации наказания, создаются взрослым. Взрослый может и не сдержать обещание. Он все может.

Такое исходное неравенство позиций взрослого и ребенка делает невозможным равноправное общение, диалог между ними.

Также ребенку, особенно маленькому, трудно понять, почему за какое-то конкретное дело ему обещают то одно, то другое, то третье. Да и для самого взрослого «связывание» требования с поощрением не оказывается ли в значительной степени делом случая?

Последствия тактики поощрений могут быть такими: взрослый рано или поздно может оказаться «банкротом», не способным создавать новые, все более привлекательные поощрения, а ребенок может стать настоящим потребителем, реагирующим и действующим только под влиянием привлекательного «подкрепления».

Ситуации наказания и поощрения нечасто встречаются в чистом виде. Смешанная ситуация поощрения — наказания более эффективна для управления поведением ребенка. Недаром именно такая смешанная ситуация задается школьной системой балльных оценок, где хорошие отметки выступают как поощрения, а плохие — как наказания.

У поощрения могут быть и положительные последствия. Например, выполняя требования взрослого ради обещанного поощрения, ребенок может со временем положительно оценить само по себе выполнение этого требования.

Приведем пример. Ребенок сначала может выполнять домашние задания по чтению только ради того, чтобы пойти поиграть в свои игрушки, но со временем он вдруг обнаруживает, что само по себе чтение является весьма интересным делом и приносит удовольствие. И он начинает читать теперь уже не ради возможности поиграть, более того, теперь он читает даже тогда, когда может пойти играть. Не привлекавшее его раньше занятие становится привлекательным.

Но взрослые должны понимать, что использование тактики поощрения отнюдь не достаточное условие нормального воспитания, что культивирование этой тактики может привести к столь же отрицательным последствиям, как и использование тактики наказаний.

Что же делать взрослому, если по тем или иным причинам диалог с ребенком нарушен? Использовать наказания, преследуя при этом добрые намерения, или отказаться от наказаний и сделать акцент на поощрениях в надежде, что требования станут когда-нибудь привлекательными сами по себе? А может быть, существует какой-то третий путь к диалогу и взаимопониманию?

Читайте об этом Как избежать наказаний в воспитании детей

В материале использовалась книга «Монолог… или диалог? (Закономерности развития и формирование побуждений детей в семье). Авторы – Бибрих Р.Р., Орлов А.Б.

Семейный психолог Екатерина Васильченко

Ещё:

Метки: , ,