class="single single-post postid-5746">
 

Профессия врача

Статья Е. Васильченко oт 21.01.2013 рубрики Профориентация

В нашей стране врач – это массовая профессия, одна из самых востребованных на рынке труда.

Спрос на врачей устойчивый.

Преимущества профессии

Разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам.

Самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии

Высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений).
Необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

Тип и класс профессии

Профессия врача относится к типу: «Человек – Человек», т.к. связана с общением и взаимодействием с людьми.

Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.

Дополнительный тип: «Человек – Природа», поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека и животных. Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости.

Требования к индивидуальным особенностям

Для успешной деятельности врачу необходимо обладать следующими профессионально- важными качествами:
– эмпатия – (способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний больного. Современное понятие эмпатии как постижение эмоционального состояния, проникновения во внутренний мир другого человека);
- эмоциональная стабильность – это особое необходимое качество личности врача, которое определяется в уравновешенности при отсутствии импульсивности, чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом;

- коммуникабельность;
- высокая нормативность поведения;
- высокий уровень самоконтроля;
- внимательность;
- наблюдательность;
- аккуратность;
- ответственность;
- организованность;
- склонность к работе с объектами природы (людьми);

- склонность к работе в сфере общения;
- склонность к сервисной работе;
- склонность к работе с большим объемом информации;
- высокий уровень развития таких свойств внимания как концентрация, устойчивость, переключаемость;
- аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;
- стратегическое мышление;
- оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления;
- хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти);
- способность работать в напряженных условиях;
- способность рационально действовать в экстремальных ситуациях;
- умение работать в условиях ненормированного графика.

Существует два вида врачей — специалисты, занимающиеся здоровьем людей, и специалисты, занимающиеся здоровьем животных (ветеринары). Если профессия ветеринара универсальна, то обычные врачи имеют специализации: терапия, хирургия, гинекология, эндокринология, кардиология, онкология, психиатрия и т.д.

Медицинские противопоказания:
- хронические заболевания – инфекционные, вирусоносительство, кожно-венерические, т.п.,
- нервно-психические заболевания,
- некорректируемые нарушения зрения и слуха,
- слабый вестибулярный аппарат,
- нарушения речи.
Для врача также недопустимы:
- брезгливость и непереносимость вида крови,
- невнимательность к людям и симптомам болезней,
- нетерпимость, эмоциональная несдержанность,
- жестокость, эгоистичность,
- рассеянность и безответственность,
- тревожность, неуверенность в себе, выраженный пессимизм.

Базовое образование

Профессия врача требует получение высшего медицинского образования в профильном образовательном учреждении.

Пути получения профессии

В профессию врача одни люди приходят через обучение в медицинском вузе сразу после окончания общеобразовательной школы; другие подступаются к высшему образованию, начиная свою практическую деятельность в сфере медицины с выполнения труда санитарки, медицинские сестры.

Виды деятельности:
• проведение приема и осмотра пациентов;
• выезд по вызовам;
• постановка диагноза;
• проведение лечебных процедур;
• выдача рецептов, направлений на необходимые анализы, исследования, процедуры, госпитализацию;
• контроль за состоянием больного;
• осуществление выписки.

Места работы:
• государственные больницы и поликлиники;
• частные клиники;
• пункты «Скорой помощи»;
• травмпункты;
• оздоровительные учреждения (санатории и т.д.);
• медицинские кабинеты;
• стоматологические клиники;
• родильные дома;
• морги и заведения, специализирующиеся на прозекторской деятельности (патологоанатомии);
• образовательные учреждения, а также иные другие учреждения, в которых, согласно Законодательству РФ, в штате должен работать врач;
• государственные и частные ветеринарные клиники.

Профессиональные навыки:
• знание анатомии и физиологии человека (животного);
• умение ставить диагнозы, пользуясь симптоматикой, выявлять возможные осложнения;
• способность проводить необходимые лечебные процедуры (знание предназначения медицинских принадлежностей, принципа работы аппаратуры, фармакологии);
• владение профессиональной врачебной этикой;
• знание латыни в рамках компетенции (на этом «мертвом» языке ставятся диагнозы).

Дополнительные особенности

Для того, чтобы начать работать, врачу нужно учиться больше, чем другим специалистам: сначала 5,5 лет в вузе, потом 2 года в интернатуре, где врач получает специализацию; последующее обучение врачи могут продолжить в ординатуре — своеобразном «институте повышения квалификации» для врачей.

Как показывает практика, наиболее высокооплачиваемыми и востребованными врачами в наше время являются стоматологи, гинекологи, онкологи, наркологи и хирурги.

Семейный психолог Екатерина Васильченко

Ещё:

Метки: