Мультфильм транслирует ребёнку определённые модели поведения, которые в дальнейшем будут бессознательно восприняты им как правильные или неправильные.

Если ребёнку симпатичен герой или героиня мультфильма, он будет стремиться подражать ему. Чем больше обаяния у персонажей, тем большим влиянием они обладают.

Здесь-то и таится главная опасность: если ребёнок будет ассоциировать себя с привлекательными персонажами, которые не созидают, а разрушают, он будет перенимать их модель поведения.

В Летней Психологической школе МГУ студенты и преподаватели исследовали разные мультфильмы. Они составили Топ-лист и Стоп-лист мультиков. Ниже – выдержки из этой работы.

Мультфильмы, которые мы рекомендуем смотреть:
101 далматинец
Балто
Винни-Пух (1969)
Головоломка
Дамбо
Даша-путешественница
Зверополис
Король лев
Кот Леопольд
Котёнок по имени Гав
Красавица и чудовище
Леди и Бродяга
Лило и Стич
Малыш и Карлсон
Малышарики
Простоквашино
Скуби-Ду
Смешарики
Фиксики
Холодное сердце
Хранитель Лев

Стоп-лист:
Monster High
Губка Боб — Квадратные штаны
Девочки из Эквестрии
Кик Бутовски
Маша и Медведь
Миньоны
Свинка Пеппа
Том и Джерри
Финес и Фёрб
Мультфильмы были не рекомендованы по следующим критериям.

Мотивационный. Мультфильм не должен побуждать ребёнка к действиям, которые будут опасны для окружающих или его самого.
Ценностно-смысловой. Мультфильм должен формировать у ребёнка систему общечеловеческих ценностей, например, рассказывать о важности доброты, дружбы, искренности и милосердия.
Эмоциональный. Мультфильм не должен вызывать у ребёнка такие негативные чувства как тревога или неуверенность в себе. Если в мультфильме обижают персонажа, с которым идентифицирует себя ребёнок, — это вредный мультфильм. Если после просмотра ребёнок испытывает позитивные эмоции или учится справляться с негативными — это полезный мультфильм.
Познавательный. Мультфильмы должны адекватно передавать картину мира и пробуждать любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

Приведем пример.

Герои мультфильма «Свинка Пеппа» нарисованы криво, что не способствует формированию эстетического вкуса у детей, персонажи шумны и наигранно радостны, их характеры уплощены и наивны.

А ещё они странно относятся друг к другу. Папа Свин, например, регулярно получает от дочери злые шутки про свой лишний вес, но на место маленькую наглую Пеппу не ставит. Полезен ли этот мультфильм ребёнку? Мы решили, что нет.

Насмотревшись на проказы Маши из мультфильма «Маша и Медведь», дети могут решить, что вседозволенность — вполне приемлемое поведение.

Родителям вряд ли хочется, чтобы их дочь сначала крушила всё вокруг, а потом рыдала от вселенской несправедливости.

Ведь Миша прощает такое Маше, а родители — нет!

Мультфильм «Том и Джерри» не рекомендован для просмотра детям до десяти лет.

Существует риск того, что ребенок начнёт плохо относиться к животным.

Главные герои часто дерутся и пытаются навредить друг другу.

У ребёнка может сформироваться неправильное отношение к тому, какими могут быть последствия необдуманных действий. Он также демонстрирует небрежное отношение к смерти: и кот, и мышонок наносят друг другу смертельные увечья каждую минуту, но через мгновение отряхиваются и бегут дальше. Мы считаем, что правильно воспринято подобное будет только детьми постарше.

Как правильно ребёнок должен смотреть мультфильмы

Мультфильмы не должны заменять ребёнку все виды активности. Конечно, очень удобно занять малыша, посадив его у экрана. Однако это вредит не только его зрению, но и психическому развитию.

Дети от года до трёх лет учатся орудовать предметами, общаясь со взрослым. Дошкольники в процессе живой игры овладевают новыми понятиями и социальными ролями. От 6 до 12 лет ведущая потребность ребёнка — учёба и научное познание мира. Мультфильмы выступают приятным дополнением для всего этого, но никак не заменой.

Если родители никогда не участвуют в просмотре, ребёнок может неправильно понять смысл мультфильма. Некоторые моменты могут нуждаться в пояснении: почему другие животные невзлюбили Дамбо в одноименном мультфильме или почему кот Леопольд всё прощает хулиганам-мышам? Поэтому важно, чтобы ребёнок мог всегда задать взрослому вопрос и получить на него доступный ответ.

А некоторые мультфильмы будут интересны и детям, и родителям. Например, мы рекомендуем смотреть всей семьёй «Король Лев» и недавно вышедший «Зверополис».
Во время просмотра важно наблюдать за своими эмоциями и эмоциями ребёнка. После просмотра можно обсудить мультфильм и задать вопросы.

Что тебе понравилось?
Какие моменты запомнились?
Какой герой тебе был ближе?
Как ты считаешь, этот персонаж в такой ситуации поступил хорошо или плохо?

Даже если у вас пока нет детей, просто смотрите хорошие мультфильмы и не теряйте контакт со своим внутренним ребёнком!

Источник

Семейный психолог Екатерина Васильченко

Ещё: